Гармонисты - статуэтки, куклы памятники

      

    Еще когда учился в школе, поехал я с друзьями в Исторический музей, посмотреть на мечи, шлемы и кольчуги. (В шестидесятые годы, будучи младшим школьником, нас часто водили в музеи, но сами тоже ездили, что для теперешних детей удивительно.)
     Про ржавые мечи уже и не помню, но очень яркие впечатления остались от зала, который тогда назывался как-то так: Россия, середина века, разночинцы. А именно от фигурок на бытовые темы.
     Недавно решил узнать, а что за скульптурки так ярко заполнились мне. Оказалось, это изделия фабрики Гарднера , позднее купленной Кузнецовым, а в советское время это фабрика в Вербилках – Дмитровский фарфоровый завод.
     Была среди них и статуэтка "Гармонист на скамье". Увлекшись гармонью, я стал искать фигурки гармонистов, и не только скульптурки, но и куклы, игрушки, памятники.
     Получилось большая подборка, часть которой я решил выложить на сайте.


     Кстати, большую коллекция картин по теме: гармонь-баян-аккордеон в изобразительном искусстве можно посмотреть по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/rubric/1580972/
     Автор – дневник Парашутов.
     Очень интересно и полно.

     Когда расставил виртуальную коллекцию по годам, заметил интересную закономерность.
     Фигурки Гарднера отражали быт примерно середины XIX века, и гармонь была часть этого спокойного, размеренного быта. Все они сделаны с теплым отношением к своим героям, без карикатурности.



     В 20-30 годы и до 50 годов уже прошлого века фигурками гармонистов часто были солдаты, матросы – герои тех времен (вспомним фильмы).




     Начиная с 50 гг. и примерно до середины 60 гг. лирические скульптурки на деревенские темы, в основном парень с девушкой, (фильмы –«Свадьба с приданным», про Ивана Бровкина и т.д.). Деревенская идиллия, «Одинокая бродит гармонь»...




     В 70-80 годах фигурки становяться более "холодными", не отражающие вообще никакой жизни народа.
Ярко выраженный формальный взгляд на народное творчество, и, поэтому, псевдорусскость в резких, но простых формах, красках. Впрочем, в таком стиле в те годы оформлялись и вестибюли станций метро, здания, памятники, интерьеры, книги, открытки.




     И вот перестройка и наши дни: стали лепит каких-то уродов, чем страшней, тем лучше. Некоторые фигурки я не стал даже размещать, настолько грубо и убого. Бывают редкие исключения.
     Неужели это такое отношение к гармонистам в обществе – в лучшем случае чудики? Интересно, есть ли такие же страшные скульптурки гитаристов, офисных служащих, компьютерщиков, продавцов на рынке?
Да, хорошо надо еще уметь сделать, а плохо и так получается..

Hosted by uCoz