2. День пятый




Как у многих была проблема – играть двумя руками. Вначале пошел путем, который описан во многих самоучителях, советах на форуме – а именно: выучить партию правой руки, партию левой и медленно начинать играть одновременно. Скорость придет со временем. Взял песню – «Когда мы были на войне» и начал учить по этой схеме. Конечно, вначале руки дергались, тормозили друг друга, мелодии левой и правой руки наезжали друг на друга. Начинаешь слушать левую руку – упускаешь правую, как будто и не учил ее и наоборот. Намучился, но выучил.


Взял другую песню – те же проблемы, но в меньшей степени, конечно – но суть проблемы прежняя – невозможность одновременного контроля двух мелодий. Значит основная причина, которая является тормозом при игре двумя руками этим методом, не устраняется. Стал искать причину.


Этот метод можно сравнить с неверной учебой езды на автомобиле, когда какой-то основной, важный методический момент пропущен, а начинаешь учить маршрут, например от дома до работы и обратно. Выучишь все знаки, где надо заранее перестроиться, кого пропустить – и через несколько поездок –ас на этом маршруте. Едешь как все, и даже лучше. Но вот новый маршрут – из дома в пункт B, и все нерешенные проблемы в методике обучения встают в полный рост. Неуверенность, где перестраиваться, где поворачивать, кого пропускать – все начинается заново. Со временем ездить будешь лучше, уверенней, но сколько времени пройдет, пока это уверенность появиться, но недостатки все равно будут иногда появляться, независимо от опыта вождения. Это проявление ошибки в методике обучения, пропущен какой-то важный момент.


Я, например, в советское время учился вождению в школе ДОСААФ, а мой брат, в те же времена, в УПК таксомоторного парка. По времени обучения курсы были примерно равны. Результат: он начал ездить уверенно, для него нет новых и незнакомых мест, так как в него заложили преподаватели правильные принципы езды, а у меня до сих пор проблемы, хотя лет уже очень много прошло. Можно предположить, что я не способный к езде на автомобиле, может быть, но я могу сравнить с теми, с кем учился в группе – даже на сдаче в ГАИ – те же проблемы. И период появления навыков уверенной езды очень растянулся – пропущен важный момент в обучении.



Игра двумя руками – синхронизация двух потоков. Например, мы идем, передвигаем ноги – один поток. А второй поток – движение рук, мы можем курить, чесать нос, хлопать в ладоши. Два потока идут независимо друг от друга.
Но мы можем, например, на шаг левой ноги хлопать в ладоши один раз или два раза (элемент танца) и у большинства людей нет проблем. Мы легко включаем, на подсознательном уровне, контроль за первым потоком и синхронизуем со вторым.


Так же надо научится связывать игру левой и правой рукой.


Я считаю игру левой рукой, несмотря на простоту, более важной, задающий ритм, каркас мелодии и уже на неё надо нанизывать мелодию правой руки. Конечно, вопрос спорный, но это мое мнение.


Теперь к гармони.



Первое, что я начал делать – это научится на автомате играть «бас – аккорд» (на раз-два) или «бас –аккорд-аккорд» (на раз-два-три) гоняя их по кругу. (об этом писал на предыдущем шаге, немного повторюсь)
Здесь для равномерности я использовал метроном. При этом я старался как бы «отвлечься» от игры левой рукой, перевести контроль на подсознательный уровень. Я крутил правой рукой карандаш, водил мышкой по экрану, разговаривал ну и т.д., при этом не упускал контроль за левой рукой, как при ходьбе, в любой момент я знал какой нагой я делаю шаг.

Потом начал подключать правую руку при помощи простых приемов.
Например: играю «раз-два, раз два» и первую пару «раз-два» ничего не делаю правой рукой, а во время игры второй пары, на «два» - аккорд, нажимаю клавишу на правой клавиатуре при нажатии на аккорд.





Еще пример: играю «раз-два-три», при первом проигрыше тройки нажимал на правую клавишу при счете «два» - первом аккорде, а при втором проигрыше тройки – нажимал на правую клавишу при счете «три» - третьем аккорде.








Или так: счет «раз, два, три», при игре аккордов («два, три») нажимал на правую клавишу.


Таких примеров можно придумать много.


Вначале нажимал на правой клавиатуре одну и ту же клавишу (для простоты), потом разные (естественно сочетающиеся с аккордом, это тоже почень полезно - подобрать по слуху нужную кнопку на правой клавиатуре).


Я считаю важным моментом в этих упражнения то, что не каждому нажатию на левой клавиатуре (басах) соответствует нажатие на правой стороне. А в упражнениях на «соединение» рук, которое есть в каждом самоучителе или выложены на youtube делают, как я считаю, неправильно: «кнопка слева -> кнопка справа». Это действительно «связывает» руки, и когда я начинал учить по этому способу, то в случае, когда на одно нажатие на левой клавиатуре надо было нажать два раза на правой, то начинались проблемы: я отпускал раньше времени левую клавишу, не сыграв два раза правой, руки дергались и т.д..

Главное, чего добивался на этом этапе, что бы игра левой рукой шла как бы в «фоновом» режиме, но под контролем.


Кстати, сложно начинать петь под гармонь. Те же проблемы синхронизации потоков. Можно найти ноты с подписанным текстом и играя только левой рукой постараться напеть. И тоже музыка должна идти в контролируемом «фоновом» режиме.


И просто и сложно. В обоснование правильности вот что хочу сказать. Посмотрите видеоуроки «Дядьки казака» на форуме «Русская гармонь» или youtube. Он что-то объясняет, наигрывая левой, подключает мелодию к левой. Да и просто полезно посмотреть, уроки интересные.


После таких тренировок стало гораздо проще играть двумя руками и учить новые песни.