1.    Петроградки
Итак предание гласит..
Раскладка клавиатуры
Дизайн



     На днях подержал в руках, поиграл и даже разобрал и рассмотрел устройство гармони – «петроградки». Интересный музыкальный инструмент и по конструктивным решениям и по оформлению. Интересен строй гармони, раскладка клавиатуры клавиатуры. Сделал много фотографий.



Увеличть


     Внутри была приклеена этикетка магазина:





Историческая справка о В.С. Талицком
Год рождения: 1859
Место рождения: Новгородская губ., Боровичский у., д.Талицы
Происхождение: из крестьянской семьи
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
Места проживания:Новгородская губ., г.Боровичи, Подбельского, 17
Год смерти: 1927
До 1917г. имел музыкальный магазин. С 1917г. работал в музыкальной мастерской.
Был женат.
В июне 1927г. с него была взята подписка о невыезде
Осуждения:
17/08/1927
Обвинение "являлся ярым сторонником и защитником царизма, а сейчас - чуждый и социально опасный элемент, могущий оказывать влияние на рабоче-крестьянские массы"
Статья ст.58-18 УК РСФСР
Приговор подписку о невыезде отменить, дело прекратить за недоказанностью состава преступления
Групповое дело "Дело епископа Никиты (Стягова) и др., Новгородская о., Боровичский у., 1927г."
Был привлечен к суду в составе группы из 26 священнослужителей и других "социально опасных элементов"
Документы:
Архив ВЧК-ОГПУ-УНКВД СССР по Ленинградской обл. Д.1а/3535.


Итак предание гласит..


Часто встречается в интернете фраза «Гармонь также отличается наличием минорных аккордов.» Вопрос: отличается от чего? Что, в хромке нет минорных аккордов? От хромки она не отличается? Эта фраза просто вырвана из контекста, и кочует с сайта на сайт, вызывая легкое недоумение у тех, кто вчитывается в текст.


В тексте, из которого вырвана эта фраза, речь вначале шла о гармонях А.Евиньша, которые, как пишут, были широко распространены в Латвии и получили в русскоговорящих районах название – ивушка.


Вот полностью эта фраза:


« В Латгалии (Латвии), в свою очередь, уже с конца XIX в., очень популярными были Петербуржские гармони (петроградки). От ивушек они отличались тем, что с обеих сторон у них были клавишы, а не кнопки, а так же наличием минорных аккордов.»


Несмотря на то, что она «была широко распространенной» я нашел всего две фотографии и ни какого описания этой гармони. Какой смысл в сравнении с гармонью, которую никто практически не видел, описания не читал – не понимаю. Из этой цитаты трудно понять – существовали они одновременно, имели общего предка или от одной произошла другая.


А фраза «Петербуржские гармони(петроградки), у которых с обеих сторон были клавиши, а не кнопки »? Очень хорошо описывает петроградку, сразу все ясно, и можно легко отличить, например, от елецкой.


Так что лучше взять в руки, посмотреть, разобрать, поиграть и поискать другие источники информации


Из «Прейс-куранта» Я.П. Розмыслова, С-Петербург


Петербургские трехрядные гармони изготавливались с немецким и русским строем.
«Немецкий строй один и тот же, что и итальянский строй, а русский строй одинаковый с французским строем».





№459 В три ряда, 34 клавиша с двойными тонами(?) и в 16 басов; планки медные с прочными и довольно сильными голосами, настроена в тон Соль или Ля, с добавленными полутонами в верхних клавишах(?); корпус полирован под черное или красное дерево; канты рамок обложены металлом; крышки укреплены на крючках; обе клавиатуры с костяными лопаточками; мех в 18 складок и в 2 перерамки, покрыт плотной под шагрень бумагой и клеёнкой; углы меха обложены металлом.
Цена: 20 рублей.




Вопросы поставил, потому, что не понял, что под этим подразумевали, не современная терминология.

Про №460 написано «В 3 ряда, 37 клавиш», пересчитал несколько раз – 34 клавиши.
Дальше почти один и тот же текст, отличия: «настроена в тон Соль (G) или Ля (A); (почему-то дана английская транскрипция) с добавленными полутонами и минорными басами (а что, на №459 нет минорных басов? Левые сторона №460 не отличается от №459)».
Про канты написано, что они обложены «белым металлом».
Что можно сказать? Или ошибка, как сейчас говорят, «менеджера» или верстальщика. Ляпы были всегда. Главное с ценой не ошибиться.
Цена: 22 рубля.


А вот на этой фотографии справа 37 клавиш.


Раскладка клавиатуры

В самоучителе для них по нотно-цифровой системе приведена раскладка клавиатур.
Для правой клавиатуры один вариант (а как тогда понимать «настроена в тон Соль (G) или Ля (A)» ), а для басов три тональности варианта настройки: до мажор, ре мажор и ля# мажор.
Тоже не совсем ясно.
Лист самоучителя сфотографирован плохо, угла нет, но кое-что разобрать можно.
Вот цифры, которыми назначены клавишам в этом самоучителе:


Может быть клавиши 21,32, 33 и есть те самые «добавленные полутона в верхних клавишах»




С нотами похуже, трудно прочитать.
Я пытался тюнером определить ноты на петроградке, но клапана плохо закрывались, все сипело и гудело, а те ноты, которые удалось определить не совпадали с нотами, которые удалось прочитать с листочка самоучителя.
Короче говоря, петроградку надо восстановить и определить раскладку, еще поискать литературу по этому вопросу.
Я договорился с хозяином гармони, что как только доделаю нижегородку, то восстановлю механику и настрою петроградку, и тогда выложу раскладку.



Дизайн


В Интернете можно найти два типа петроградок: со скошенными краями и с прямыми.



Петроградка фабрики музыкальных инструментов Я. Розмыслова


рис. 1.0
рис. 1.1


Правая клавиатура - 37 клавиш. Состояние идеальное, в чемодане, с самоучителем, но стоит она весьма дорого.



Петроградка гармонной фабрики Д.П. Прокофьевой


рис. 2.0
рис. 2.1


правая клавиатура - 37 клавиш
вот этикетка:




Еще фотографии:


рис. 3.0

правая клавиатура - 37 клавиш



рис. 4.0

на полукорпусе инкрустация перламутром и всечены полоски металла



рис. 5.0

правая клавиатура - 37 клавиш


рис. 6.0

Полукорпуса «убиты» поздним тюнингом, но на накладка левом грифе и розетки полукорпусов, похоже, родные.
Правая клавиатура - 37 клавиш



А вот с полукорпуса без «срезанных» углов:



рис. 7.0

правая клавиатура - 37 клавиш



рис. 8.0
рис. 8.1

правая клавиатура тоже 37 клавиш


В том же «Прейс-куранте» Я. Розмыслова можно найти много перламутровых украшений для отделки гармоней : цветочки, ромбики, бабочки, лиры и т.д. Не видел, но могу предположить, что также делали и металлически украшения и накладки. Мастерские по изготовлению гармоней покупали эти комплектующие и делали гармони. На рис.5.0 и рис. 2.2 видна одна и та же бабочка из каталога Я. Розмыслова, а на рис.6 , рис. 2.2 и той гармони, что я держал в руках одни и те же металлические накладки на левый гриф.

В гармонных мастерских делали какие то части гармони, собирали, а многие комплектующие покупали у специализирующихся на каких либо частях гармони мастерских или частниках: голоса, меха, элементы декора и т.д.

По этой схеме собирались уже в наше время нижегородские гармони, большое количество которых было изготовлено в конце 80х середине 90х годов. Одинаково сделанные голоса, явно произведенные на станках и разнообразно оформленные полукорпуса – в домашних мастерских. Вряд ли мастера имели на дому серьезный металлообрабатывающий станочный парк для изготовления планок и голосов. Начало перестройки, заводы встали – вот и делали на них голосовые планки, кончились 90 годы (или окончательно все рухнуло или прибрали к рукам) – и не стало планок, и нет новых, недавно сделанных нижегородок (а кто их собирал еще остались).

А более старые нижегородки имели планки кустарно сделанные (в домашних мастерских). Поэтому ранних нижегородок мало.

С петроградками похожая ситуация. Революция, гражданская война – не стало мастерских, артелей производящих комплектующие – и пропали гармони. Гармонные промыслы – это как раз и есть тот малый бизнес, о котором так много сейчас говорят и которого у нас нет. Именно промыслы давали и количество и многообразие гармоней в отличие от массового производства на больших фабриках, где есть только количество.

Специализированные мастерские делали комплектующие более высокого технологического качества, чем это можно сделать в домашней мастерской. Они могли позволить себе (имея большой сбыт) специализированные станки и использовать сложные технологические процессы – прессы, токарные и шлифовальные станки, гальванические операции. Специализируюсь на отдельных операциях, привлекали мастеров, например, умеющих хорошо работать с перламутром и т.д. В домашних условиях невозможно качественно сделать все комплектующие, нет специализированного оборудования, нет необходимых профессиональных навыков в столярке, металлообработке, покраске, работе с картоном и тканями. Начинаются всевозможные упрощения, часто не в лучшую сторону. С чем я и столкнулся, начав самостоятельно делать гармонь.

После революции, в период НЭПа производство гармоней увеличилось: остались мастера, оснастка, возродилась производственная кооперация, но длилось это недолго. Артели, которые просуществовали до 60х годов, в условиях экономических ограничений (доступ к материалам и оборудованию), косых взглядов власти не могли качественно и высокохудожественно делать музыкальные инструменты.


Вот такое лирическое отступление получилось. Но, я думаю, оно к месту. Понимая как работала "кустарная" промышленность (в хорошем смысле этого слова), становиться понятно, как в разных мастерских разных городов появлялись гармони имеющие одни и те же элементы конструкций, украшений.


Дальше напишу конкретно о гармони, которую довелось подержать в руках и посмотреть ее устройство. Очень много интересного: басы, крепление планок, устройство резонаторов.

Hosted by uCoz