Настройка гармони в розлив
Всем известно, что гармони настраиваются в розлив. Спорили и спорят правильно это или нет, но я считаю: есть знакомый мне с детства звук гармони, и как я теперь знаю, настроенной в розлив, то для меня это гармонь.
Грубо говоря, розлив это когда две голосовые планки издающие одну ноту и звучащие одновременно настроены не совсем в «ноль» а с разницей в несколько центов относительно друг друга. Возникают биения, придающий характерный для гармони переливчатый звук.
«Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.» из книги В.Г. Парвенкова «Акустика и настройка музыкальных инструментов».
Аккордеоны тоже настраиваю в розлив и зависимости от модели и от страны, с разным розливом – национальные традиции.
На сайте http://www.accordionpage.com/wetdry.html можно более подробно прочитать про это и послушать звучание аккордеонов с разным розливом ( от 0 центов до 25).
Количество биений зависит от того, насколько центов сдвинута настройка и от частоты ноты. При одном и том же отклонении в настройке, например в 8 центов количество биений для низко звучащей ноты будет меньше, чем для высоко звучащей ноты.
Поэтому необходимо корректировать величину отклонения в центах в зависимости от высоты ноты.
Ну а как практически это сделать?
Я делаю так.
Надо знать примерные отклонения в центах для оптимальной настройки розлива во всем частотном диапазоне гармоней различной тональности.
В упоминавшейся выше книге В.Г. Парвенкова приведен график и таблица отклонений в герцах для оптимального розлива в настройке аккордеонов по результатам субъективной экспертизы. Но основании этих данных я построил таблицу отклонений в центах для различных нот.
C3 |
22.6 |
C4 |
14.0 |
C5 |
9.3 |
C6 |
6.1 |
C7 |
5.5 |
C#3 |
21.4 |
C#4 |
13.5 |
C#5 |
9.0 |
C#6 |
6.0 |
C#7 |
|
D3 |
20.8 |
D4 |
13.0 |
D5 |
8.6 |
D6 |
5.8 |
D7 |
|
Eb3 |
19.6 |
Eb4 |
12.8 |
Eb5 |
8.3 |
Eb6 |
5.7 |
Eb7 |
|
E3 |
19.1 |
E4 |
12.4 |
E5 |
8.0 |
E6 |
5.5 |
E7 |
|
F3 |
18.0 |
F4 |
12.0 |
F5 |
7.7 |
F6 |
5.5 |
F7 |
|
F#3 |
17.0 |
F#4 |
11.5 |
F#5 |
7.5 |
F#6 |
5.4 |
F#7 |
|
G3 |
16.0 |
G4 |
11.5 |
G5 |
7.2 |
G6 |
5.3 |
G7 |
|
G#3 |
16.0 |
G#4 |
11.1 |
G#5 |
7.0 |
G#6 |
5.2 |
G#7 |
|
A3 |
15.0 |
A4 |
10.7 |
A5 |
6.7 |
A6 |
5.2 |
A7 |
|
Bb3 |
14.2 |
Bb4 |
10.0 |
Bb5 |
6.5 |
Bb6 |
5.3 |
Bb7 |
|
B3 |
14.1 |
B4 |
9.7 |
B5 |
6.3 |
B6 |
5.3 |
B7 |
|
|
Конечно, это таблица розлива для аккордеонов, но она показывает зависимость отклонения в центах в зависимости от высоты ноты. Я беру примерно половину этого отклонения. Настройка в розлив – дело субъективное, кому что нравиться, может быть кому-то больше нравится 1/3 от этого значения, а кому-то 2/3 величины отклонения.
А приведенные в таблицы цифры служат лишь ориентиром.
Настройка.
Настраиваю первую планку, затем по таблице настраиваю вторую планку с отклонением примерно половину этого значения (получается примерно 2 биения в секунду, секундомером не засекал, примерно ). И так далее.
Затем я настраиваю строевой голос и пиколку и слушаю все вместе: строевой голос – розлив – пиколка.
Если не нравится звук розлива при одновременном звучании, подправляю.
Вот и все. Ничего сложного.