Настройка гармони в розлив



Всем известно, что гармони настраиваются в розлив. Спорили и спорят правильно это или нет, но я считаю: есть знакомый мне с детства звук гармони, и как я теперь знаю, настроенной в розлив, то для меня это гармонь.


Грубо говоря, розлив это когда две голосовые планки издающие одну ноту и звучащие одновременно настроены не совсем в «ноль» а с разницей в несколько центов относительно друг друга. Возникают биения, придающий характерный для гармони переливчатый звук.


«Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.» из книги В.Г. Парвенкова «Акустика и настройка музыкальных инструментов».


Аккордеоны тоже настраиваю в розлив и зависимости от модели и от страны, с разным розливом – национальные традиции.
На сайте http://www.accordionpage.com/wetdry.html можно более подробно прочитать про это и послушать звучание аккордеонов с разным розливом ( от 0 центов до 25).


Количество биений зависит от того, насколько центов сдвинута настройка и от частоты ноты. При одном и том же отклонении в настройке, например в 8 центов количество биений для низко звучащей ноты будет меньше, чем для высоко звучащей ноты.
Поэтому необходимо корректировать величину отклонения в центах в зависимости от высоты ноты.


Ну а как практически это сделать?


Я делаю так.

Надо знать примерные отклонения в центах для оптимальной настройки розлива во всем частотном диапазоне гармоней различной тональности.
В упоминавшейся выше книге В.Г. Парвенкова приведен график и таблица отклонений в герцах для оптимального розлива в настройке аккордеонов по результатам субъективной экспертизы. Но основании этих данных я построил таблицу отклонений в центах для различных нот.


C3
22.6
C4
14.0
C5
9.3
C6
6.1
C7
5.5
C#3
21.4
C#4
13.5
C#5
9.0
C#6
6.0
C#7
 
D3
20.8
D4
13.0
D5
8.6
D6
5.8
D7
Eb3
19.6
Eb4
12.8
Eb5
8.3
Eb6
5.7
Eb7
 
E3
19.1
E4
12.4
E5
8.0
E6
5.5
E7
 
F3
18.0
F4
12.0
F5
7.7
F6
5.5
F7
 
F#3
17.0
F#4
11.5
F#5
7.5
F#6
5.4
F#7
 
G3
16.0
G4
11.5
G5
7.2
G6
5.3
G7
 
G#3
16.0
G#4
11.1
G#5
7.0
G#6
5.2
G#7
 
A3
15.0
A4
10.7
A5
6.7
A6
5.2
A7
 
Bb3
14.2
Bb4
10.0
Bb5
6.5
Bb6
5.3
Bb7
 
B3
14.1
B4
9.7
B5
6.3
B6
5.3
B7
 


Конечно, это таблица розлива для аккордеонов, но она показывает зависимость отклонения в центах в зависимости от высоты ноты. Я беру примерно половину этого отклонения. Настройка в розлив – дело субъективное, кому что нравиться, может быть кому-то больше нравится 1/3 от этого значения, а кому-то 2/3 величины отклонения. А приведенные в таблицы цифры служат лишь ориентиром.


Настройка.

Настраиваю первую планку, затем по таблице настраиваю вторую планку с отклонением примерно половину этого значения (получается примерно 2 биения в секунду, секундомером не засекал, примерно ). И так далее.


Затем я настраиваю строевой голос и пиколку и слушаю все вместе: строевой голос – розлив – пиколка. Если не нравится звук розлива при одновременном звучании, подправляю.


Вот и все. Ничего сложного.


Hosted by uCoz