Петроградки
все, что знаю о петроградках |
Ай, Ванька с Питера вернулся, |
На днях подержал в руках, поиграл и даже разобрал и рассмотрел устройство гармони – «петроградки». Интересный музыкальный инструмент и по конструктивным решениям и по оформлению. Интересен строй гармони, раскладка клавиатуры клавиатуры. Сделал много фотографий. Внутри была приклеена этикетка магазина:
Итак предание гласит..
Часто встречается в интернете фраза «Гармонь также отличается наличием минорных аккордов.» Вопрос: отличается от чего? Что, в хромке нет минорных аккордов? От хромки она не отличается? Эта фраза просто вырвана из контекста, и кочует с сайта на сайт, вызывая легкое недоумение у тех, кто вчитывается в текст. В тексте, из которого вырвана эта фраза, речь вначале шла о гармонях А.Евиньша, которые, как пишут, были широко распространены в Латвии и получили в русскоговорящих районах название – ивушка. Вот полностью эта фраза: « В Латгалии (Латвии), в свою очередь, уже с конца XIX в., очень популярными были Петербуржские гармони (петроградки). От ивушек они отличались тем, что с обеих сторон у них были клавишы, а не кнопки, а так же наличием минорных аккордов.» Несмотря на то, что она «была широко распространенной» я нашел всего две фотографии и ни какого описания этой гармони. Какой смысл в сравнении с гармонью, которую никто практически не видел, описания не читал – не понимаю. Из этой цитаты трудно понять – существовали они одновременно, имели общего предка или от одной произошла другая. А фраза «Петербуржские гармони(петроградки), у которых с обеих сторон были клавиши, а не кнопки »? Очень хорошо описывает петроградку, сразу все ясно, и можно легко отличить, например, от елецкой. Так что лучше взять в руки, посмотреть, разобрать, поиграть и поискать другие источники информации Из «Прейс-куранта» Я.П. Розмыслова, С-Петербург Петербургские трехрядные гармони изготавливались с немецким и русским строем. №459 В три ряда, 34 клавиша с двойными тонами(?) и в 16 басов; планки медные с прочными и довольно сильными голосами, настроена в тон Соль или Ля, с добавленными полутонами в верхних клавишах(?); корпус полирован под черное или красное дерево; канты рамок обложены металлом; крышки укреплены на крючках; обе клавиатуры с костяными лопаточками; мех в 18 складок и в 2 перерамки, покрыт плотной под шагрень бумагой и клеёнкой; углы меха обложены металлом. Вопросы поставил, потому, что не понял, что под этим подразумевали, не современная терминология. Про №460 написано «В 3 ряда, 37 клавиш», пересчитал несколько раз – 34 клавиши.
Раскладка клавиатуры
В самоучителе для них по нотно-цифровой системе приведена раскладка клавиатур. Может быть клавиши 21,32, 33 и есть те самые «добавленные полутона в верхних клавишах» С нотами похуже, трудно прочитать.
Дизайн
В Интернете можно найти два типа петроградок: со скошенными краями и с прямыми. Петроградка фабрики музыкальных инструментов Я. Розмыслова
Правая клавиатура - 37 клавиш. Состояние идеальное, в чемодане, с самоучителем, но стоит она весьма дорого. Петроградка гармонной фабрики Д.П. Прокофьевой
правая клавиатура - 37 клавиш Еще фотографии:
правая клавиатура - 37 клавиш
на полукорпусе инкрустация перламутром и всечены полоски металла
правая клавиатура - 37 клавиш
Полукорпуса «убиты» поздним тюнингом, но на накладка левом грифе и розетки полукорпусов, похоже, родные. А вот с полукорпуса без «срезанных» углов:
правая клавиатура - 37 клавиш
правая клавиатура тоже 37 клавиш В том же «Прейс-куранте» Я. Розмыслова можно найти много перламутровых украшений для отделки гармоней : цветочки, ромбики, бабочки, лиры и т.д. Не видел, но могу предположить, что также делали и металлически украшения и накладки.
Мастерские по изготовлению гармоней покупали эти комплектующие и делали гармони.
На рис.5.0 и рис. 2.2 видна одна и та же бабочка из каталога Я. Розмыслова, а на рис.6 , рис. 2.2 и той гармони, что я держал в руках одни и те же металлические накладки на левый гриф.
В гармонных мастерских делали какие то части гармони, собирали, а многие комплектующие покупали у специализирующихся на каких либо частях гармони мастерских или частниках: голоса, меха, элементы декора и т.д. По этой схеме собирались уже в наше время нижегородские гармони, большое количество которых было изготовлено в конце 80х середине 90х годов. Одинаково сделанные голоса, явно произведенные на станках и разнообразно оформленные полукорпуса – в домашних мастерских. Вряд ли мастера имели на дому серьезный металлообрабатывающий станочный парк для изготовления планок и голосов. Начало перестройки, заводы встали – вот и делали на них голосовые планки, кончились 90 годы (или окончательно все рухнуло или прибрали к рукам) – и не стало планок, и нет новых, недавно сделанных нижегородок (а кто их собирал еще остались). А более старые нижегородки имели планки кустарно сделанные (в домашних мастерских).
Поэтому ранних нижегородок мало.
С петроградками похожая ситуация. Революция, гражданская война – не стало мастерских, артелей производящих комплектующие – и пропали гармони. Гармонные промыслы – это как раз и есть тот малый бизнес, о котором так много сейчас говорят и которого у нас нет. Именно промыслы давали и количество и многообразие гармоней в отличие от массового производства на больших фабриках, где есть только количество. Специализированные мастерские делали комплектующие более высокого технологического качества, чем это можно сделать в домашней мастерской. Они могли позволить себе (имея большой сбыт) специализированные станки и использовать сложные технологические процессы – прессы, токарные и шлифовальные станки, гальванические операции. Специализируюсь на отдельных операциях, привлекали мастеров, например, умеющих хорошо работать с перламутром и т.д. В домашних условиях невозможно качественно сделать все комплектующие, нет специализированного оборудования, нет необходимых профессиональных навыков в столярке, металлообработке, покраске, работе с картоном и тканями. Начинаются всевозможные упрощения, часто не в лучшую сторону. С чем я и столкнулся, начав самостоятельно делать гармонь. После революции, в период НЭПа производство гармоней увеличилось: остались мастера, оснастка, возродилась производственная кооперация, но длилось это недолго. Артели, которые просуществовали до 60х годов, в условиях экономических ограничений (доступ к материалам и оборудованию), косых взглядов власти не могли качественно и высокохудожественно делать музыкальные инструменты. Вот такое лирическое отступление получилось. Но, я думаю, оно к месту. Понимая как работала "кустарная" промышленность (в хорошем смысле этого слова), становиться понятно, как в разных мастерских разных городов появлялись гармони имеющие одни и те же элементы конструкций, украшений. Дальше напишу конкретно о гармони, которую довелось подержать в руках и посмотреть ее устройство. Очень много интересного: басы, крепление планок, устройство резонаторов. |