Упрощенная музыкальная грамота (необходимый минимум )

Можно написать всё умными словами, будет солидно и красиво, но суть можно показать и на примитивных сравнениях и образах. Я постараюсь так и сделать.


Я знал одного человека, который теорию тензоров объяснял на граненом карандаше. Было очень просто и понятно.
Чапаев тактику боя объяснял на картошке, а я буду нотную грамоту.






Длительность нот и паузы




Длительность нот в музыке относительна, т.е. длительность ноты не задается в секундах или миллисекундах, а относительно других нот кратно двум.
. Например, эта нота звучит в два раза длинней чем эта, в четыре раза чем эта и т.п.


Для обозначения нот придуманы значки, длительность рядом стоящих значков отличается в два раза.

про триоли пока затуманивать голову не буду


Нота длительностью 1/4 от целой занимает особое место, в большинстве случаев ей измеряется длительность такта.
Длительность звучания этой ноты я обозначил яблоком и звучит она на счет «раз».


Вот как в «яблоках» выглядит длительность нот.




целая
целая
раз-два-раз-два
половинная
половинная
раз-два
четвертная
четвертная
раз
восьмая
восьмая
на раз играть 2 ноты
шестнадцатая
шестнадцатая
на раз играть 4 ноты





Для игры на гармони этих длительностей хватает, хотя само-собой таких длительностей можно сделать весьма много, но как сыграть 1/64 на гармони я не представляю.



Смотрим на таблицу и видим, что среди значков нот нет значков отображающих длительность на счет: «раз-два-три» или на счет «раз-два» играть три ноты. Для этого ввели точку. Длительность ноты с точкой увеличивается на половину длительности ноты. Из рисунков ниже все понятно.








Для простоты письма, если рядом стоявшие ноты имеют хвостики, то их соединяют вместе ребрами.







Паузы



Пауза - перерыв в звучании. Все ясно. Тоже целые, половинные, четвертные и восьмые. Паузы короче восьмой, наверно, сами получаются, пока палец летит к следующей клавише. Не нашел значков.



целая
раз-два-раз-два
половинная
раз-два
четвертная
раз
восьмая
помолчать пол раза

Такт




Нотный текст делят на отрезки –такты вертикальными черточками. Величина такта, т.е. сколько его играть зависит от метрического размера, записываемого дробью после скрипичного ключа : A/B, где A –количество долей, а 1/B – какая доля. Например,3/4 означает, что в такте три доли длительности по 1/4. Это могут быть и ноты и паузы. В большинстве случаев длительность такта измеряется четверными, и для начала этого мне достаточно.




Переходим к яблокам.
Такт представим коробкой.

Так как яблоко обозначает четвертную ноту – счет «раз», то, например, в такте величиной 3/4в коробке должны лежать три яблока, и неважно, целые они или порезаны пополам, на четверть или положены друг на друга ( половинные, половинные с точкой) главное, что в сумме они должны давать три целых яблока.



Вот пример - (песня "Выйду ль я на реченьку"), размер такта 4/4, т.е. играется на счет: "раз-два-раз-два" - в коробке 4 яблока. Мы эти четыре яблока режем пополам, складываем по разному, но в коробке - такте четыре целых яблока. Из картинки все ясно:



такт

И еще, в простых тактах (с размером 2/4 и 3/4) такт начинается с "сильной доли", это значит, что первую ноту надо выделить, играть ее "поярче" - погромче, порезче. В сложных тактах (с размером, например 4/4) первая доля сильная (счет "раз"), и "относительно" сильная, те без фанатизма, третья доля - нота играемая на второй "раз" в счете.


Вместо целого яблока или половинки можно поставить целые или половинки кружочков (паузы). Важно, чтобы сумма целых яблок или целых кружочков (долей такта) в этом примере равнялось четырем.


Ну еще много что пишут про такт, пока этого мне достаточно. Более подробно можно прочитать в соответствующей литературе.